|
Неофициальный сайт
КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ДАРНЕ
Кубический объем приземистого четырехстолпного храма на подвале завершают пять луковичных глав. Центральная увенчивает световой восьмерик, перекрытый низким шатром, боковые поставлены на постаментах из ярусов кокошников. Колокольня в три кубических яруса перекрыта невысоким шатром с главкой. К церкви с юга, а к колокольне с запада примыкают открытые крыльца под шатрами с главками. Декоративное убранство здания весьма богато и разнообразно, выдержано в духе XVII в.
ИСТОРИЯ ХРАМА ВОЗДВИЖЕНИЯ ЧЕСТНАГО ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ
До 1917 года в архитектурный ансамбль входили: Крестовоздвиженская церковь (1895 г.), церковно-приходская школа (1890 г.), церковь Петра и Павла (деревянная 1893 г.), церковная ограда с воротами и калитками (1912 г.), дома церковнослужителей (конец XIX в.), церковный кирпичный завод (конец XIX в.). После революции здание храма было разграблено, церковное помещение использовали в качестве тракторной мастерской и кузни, а затем превратили в склад минеральных удобрений. Не обошли стороной и суровые события Великой Отечественной: немецкие снаряды попали в колокольню и полностью разрушили ее.
ХРАМ КРЕСТОВОЗДВИЖЕНИЯ
Село, называвшееся ранее Дорной (по речке Доренке), еще в XV в. принадлежало роду Пушкиных, позже ее владельцами были бояре Полевы, Шаховские, Стрешневы, Чаадаевы. В 1658 г. Дорну купил Патриарх Никон, приписавший село к Новоиерусалимскому монастырю. В 1686 г. здесь была построена деревянная церковь в честь Воздвижения Креста Господня, в которой с 1686 по 1687 гг. служил священник Федор Емельянов. Церковь просуществовала около ста лет.
ПРАВЕДНИЦА
Машина подъехала к маленькому деревенскому домику, и мы, облегченно вздохнув, выбрались наконец из ее душного и тесного плена. Летний воздух был теплым и душистым. И как всегда, прикосновение к деревне наполнило душу сладким, легким и будто немного головокружительным ощущением свободы – от города, с его неписаными правилами, от того осадка, который оставляет на сердце, как ни пытайся противиться, повседневная жизнь в "цивилизованном мире". И было еще небольшое волнение по поводу предстоящей встречи: не так уж часто приходится беседовать с людьми, которые были знакомы со святыми. А вчера была другая встреча. Село Дарна в подмосковной истринской земле. Огромный краснокирпичный красавец храм вознесся на холме при въезде, венчая собой живописную долину, вдалеке от которой видны золотые купола храмов Новоиерусалимского монастыря. Мы с Ларисой – она тоже корреспондент – входим в его просторную ограду. О восстановлении Крестовоздвиженской церкви нам надлежит сделать материал. Что за церковь! Монументальна, чуду подобна. Рисунок ее красных стен четок, как на гравюре. Внутри ограды во всем – красота, благоустроенность, аккуратность. Но первое, что привлекло мое внимание, – два больших креста возле храма – черный каменный и деревянный. Под одним покоятся останки неизвестных нам рабов Божиих (при начале восстановительных работ внутри храмовых стен было обнаружено множество человеческих костей). Как они оказались там? Другой крест стоит над могилой, обложенной круглыми светлыми камнями, украшенной цветами. Деревянный крест словно растет из крошечного островка веселых неприхотливых цветов. На перекладине надпись: "Блаженная Александра"...
ДАРНА. СВЯЩЕННИК ИОАНН ТУНГУСОВ. НЕВЫДУМАННЫЕ РАССКАЗЫ СЕЛЬСКОГО БАТЮШКИ.
В девяностом году прошлого века на станции Новоиерусалимская поздней весной солнечным воскресным днем я приобрел картину, точнее, большой эскиз (примерно 1,2 метра на 90 сантиметров), потому что весь он был написан как бы в спешке, без особой тщательной отделки, грубыми мазками.
Картина изображала заброшенный храм: на его дырявых почерневших куполах, а кое-где и на стенах, росли зеленые кустики; не имелось ни окон, ни дверей - зияли лишь темные, пустые, будто слепые глазницы; и только небольшие по размерам, чуть наклоненные кресты ещё держались на тонких деревянных планках.
Рядом уютно расположилась корова с теленком. Вся картина была выдержана в голубовато-зеленых и светло-коричневых тонах.
Прошло двадцать лет.
Однажды мои духовные чада попросили освятить их недавно построенный дом под Москвой. Мы договорились о дне и времени. Когда наступил день освящения, меня посадили в просторную, удобную машину и мы поехали.
Погода стояла отличная: на небе ни облачка, нежарко светило июльское солнышко, и мы катили по Минскому шоссе.
Мелькали за окном различные бетонные строения, какие-то склады, ангары, зеленые поля и перелески, старенькие дома сельчан, кафешки и маленькие магазинчики, дачи - деревянные и каменные, большие и поменьше, - а порой и просто роскошные замки, обнесенные глухими кирпичными заборами....
|
|
|
|